«Народ теряет культуру, когда перестает петь»
Фото: www.vladimir-city.ru

Фото: www.vladimir-city.ru

Хормейстер и дирижер Эдуард Маркин — о госпремии в области культуры и истории детской хоровой капеллы

Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Владимира, известнейший хоровой дирижер страны. Заслуг и званий у Эдуарда Маркина еще множество. Недаром во Владимире его называют Неистовым — за тягу к работе, неумение отступать и за идеи, которые он постоянно претворяет в жизнь. Только благодаря его неуемному и пробивному характеру в городе появились Центр классической музыки и Губернаторский симфонический оркестр. 4 апреля мастер отмечает свое 75-летие и 30-летие своего главного детища — детской хоровой капеллы. Накануне двух юбилеев РП встретилась с Маркиным.

«Я начал с заводского клуба»

Свою хормейстерскую деятельность Эдуард Маркин начал в Одессе. Уроженец Воронежа здесь поступил в музыкальное училище. И здесь же в 16 лет организовал свой первый хор при заводском клубе. Потом был Новосибирск, где поклонник классического музыкального образования окончил государственную консерваторию имени М.И. Глинки. Преподавать Маркин начал в музыкальном училище Барнаула. В 1973 году переехал во Владимир, где работал сначала ассистентом на музыкально-педагогической кафедре ВГПИ (Владимирский государственный педагогический институт. — Примеч. автора), а в 1991 году стал ее профессором.

Одной преподавательской деятельности Маркину было мало. Уже в 1974 году он организовал камерный хор. Сначала хор был любительским, но Маркин вывел его в профессиональные. Потом маэстро создал первый в стране театр камерной музыки, где хор не только пел, но и разыгрывал действие по определенному сюжету. Своеобразный культурный центр Владимира в конце 70-х расположился в полуразрушенной Георгиевской церкви. Маркин стал первым в СССР, кто вернул хору церковную музыку. Его сначала ругали за это, потом стали водить иностранцев на концерты, позже отправили в зарубежные гастроли.

В 80-е Маркин создал уникальный «дуэт»: соединил на одной площадке хор девочек и мужской квартет. В 90-е он объехал США с этой группой. В 1985-м Маркин создал детскую хоровую капеллу. И последние 30 лет — это его самое главное детище.

– Мне повезло работать с разными хорами. Я никогда не хотел работать в одном стандарте. Сама музыка представляет необыкновенное разноцветие. Поэтому всегда ищешь нестандартные формы, чтобы подчеркнуть содержание музыки. Всегда хочется себя попробовать в различных хоровых постулатах. На сегодняшний день капелла мальчиков и хор девочек, который существует при нас — это мое главное дело. Я уже сам дедушка — мне интереснее и приятнее работать с детьми, — сказал РП народный артист России, дирижер Эдуард Маркин.

Капелла как образовательный комплекс

Владимирскую капеллу мальчиков Маркин создал на базе Владимирского камерного хора. Когда поют родители, решил Маркин, естественно, что запоют и дети. Через год на основе капеллы мальчиков стала действовать специальная детская музыкальная школа-капелла. Так одним махом Маркин создал не только концертный комплекс, но и образовательный. Наряду с пением в хоре каждый воспитанник постигает основы фортепианного исполнительства, проходит обязательные музыкально-теоретические дисциплины: сольфеджио, теорию музыки, музыкальную литературу, сольное и хоровое пение. Поступают в капеллу мальчики с 6-7 лет, есть случаи, когда обучаться начинали с четырех. С девяти лет ребята начинают выступать уже как профессиональные артисты.  

75-ий юбилей народного артиста России, основателя Центра Хоровой Музыки - маэстро Эдуарда Маркина. Фото: vgso.ru

– Мальчики растут, голос меняется. Так что держать 30 лет коллектив со сложным репертуаром — это кропотливая работа. Голос мальчика — это нестандартный музыкальный инструмент. Подобного солнечного, серебряного звучания, как у голоса мальчишек, в природе больше нет, — считает Маркин. — Это даже не тот случай, когда ты просто чему-то научил, например, пианизму. Мальчики уже от природы имеют голос. Нужно научить им владеть и преобразить мальчишеский голос в мужской — пройти такую многоступенчатость. Если с ребенком грамотно занимались, и он научился владеть своим голосом, то процесс ломки, так называемая мутация, проходит безболезненно. Голос «опускается», и мальчики переходят во взрослый хор. Мне приятно, что мои ученики поют во многих профессиональных хорах: в хоре Минина, в хоре Полянского.

Среди учащихся капеллы — лауреаты и дипломанты межрегиональных и международных конкурсов юных пианистов и композиторов. Среди первых выпускников — профессиональные музыканты, завершившие свое образование в лучших музыкальных вузах России: академии имени Гнесиных, Московской и Нижегородской консерваториях.

«Запоет школа запоет страна»

В 2010 году Маркин, по его собственному выражению, начал важный гражданский проект: «Запоет школа — запоет страна». Вместе со своим хором он дважды в месяц выступает в школах города, пропагандируя это искусство.

– В США хор есть почти в каждой школе. Там очень сильно поставлено хоровое дело. Любители поют на профессиональном уровне. Если готовится большая постановка, то, как правило, музыканты — профессионалы, для хора приглашают любителей, которые поют сложнейшие произведения. У нас же, к сожалению, хоровая культура замерла. Сейчас мы вступили в эпоху без хора, — считает народный артист РФ, дирижер Эдуард Маркин.

Но ведь есть уроки музыки.

– В нашей школе достаточно вяло преподается предмет «Музыка». Дети не поют, потому что с ними никто не поет. А что такое песня — это воспитание любви к Родине. Песни, хорошие песни, в человеке воспитывают человека. И потом, пение в хоре усмиряет страсти, агрессию, человек оздоравливается даже физически — за счет постановки правильного дыхания и душевного подъема.

А насколько это интересно самим детям? Сейчас же наступил век караоке.

– Когда мы приезжаем в школу, дети нас слушают, открыв рот. Хор — это самая популярная форма общения людей. Вспомните, когда мы раньше собирались, всегда пели песни: «Подмосковные вечера», «Синенький скромный платочек». Сейчас же это утрачено. Пение под караоке не считается, это не пение. Выросло целое поколение, которое разучилось петь. Это же страшно подумать — народ разучился петь. Знаете, в Эстонии, где поет чуть ли не каждый, говорят: «Мы народ маленький. Мы очень бережем свою культуру. Если мы потеряем культуру — мы потеряем свой народ». Народ теряет культуру, когда перестает петь.

Детский хор России

Своеобразным итогом просветительской деятельности Маркина стало возрождение «Всероссийского хорового общества» и создание в 2014 году большого детского хора России, который состоит из восьми хоров федеральных округов и двух хоров Москвы и Санкт-Петербурга. Тогда от каждого региона было выбрано 10 детей, которые влились в общий тысячный хор. Эдуарду Маркину было предложено возглавить хор Приволжского округа. Детский хор России выступал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра, на закрытии Олимпийских игр в Сочи.

– В Санкт-Петербурге хору Приволжского округа было поручено исполнить песню Юрия Чичкова и Константина Ибряева «Солдатские звезды». В окружном хоре собраны дети из разных областей — 190 человек. Мы друг друга практически не знаем. У меня всего неделя, чтобы увлечь ребят и интересно изложить песню, потому что песня достаточно запета. И тогда из песни я предложил ребятам сделать балладу. У нас получилось — специалисты говорили, что мы смогли вдохнуть вторую жизнь в музыкальное произведение. Так что в Мариинке прошел уникальный концерт. Сначала выступал тысячный хор под управлением Гергиева. Потом пели окружные хоры — так был создан хор России.

За эту работу в 2016 году Эдуард Маркин был удостоен Государственной премии в области культуры. Маэстро смеется, что премию приурочили к его юбилею.

– Откровенно говоря, награда нашла героя. Она, действительно, нашла, — делится Маркин. — Обычно на местах решается, что присудить и кому. Потом обращаются в высокую инстанцию, а дальше — по этапу. Это же был для меня сюрприз. Редкий случай, когда инициатива шла не снизу, как это бывает при награждениях, а сверху. Когда мне сообщили, что я в числе пяти награжденных за создание детского хора России, мне было очень приятно и удивительно.

Свой юбилей и юбилей капеллы мальчиков Маркин проведет на сцене. Говорит, для него работа — это самый лучший подарок жизни. Уже в начале мая капеллу мальчиков Эдуарда Маркина ждут в Москве на Пасхальном фестивале. Программа откроется 2 мая в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Вместе с хоровой капеллой Мариинского театра, Государственного академического Русского хора имени Свешникова будут звучать и голоса мальчиков из Владимира. 

«Денег у нас нет, но есть телевизор и ноутбук» Далее в рубрике «Денег у нас нет, но есть телевизор и ноутбук»Как выпускники детдомов стали культурным ядром деревни Шухурдино Читайте в рубрике «Титульная страница» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знатьВ ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов… Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»