«Бесперспективные»
Директор Елена Иванова в столовой. Фото: Никита Ефимов

Директор Елена Иванова в столовой. Фото: Никита Ефимов

Зачем закрывают маленькие сельские школы Владимирской области

Во многих районах региона области появились проблемы с финансированием малокомплектных сельских школ. Где-то их планомерно закрывают, а где-то родителям учеников удается на время отстоять учреждения. Корреспондент РП выяснил, как работают малокомплектные школы, и что ждет их учеников, если эти школы все-таки закроются.

«Школа далекая, есть проблемы»

В деревне Сергиевы-Горки, расположенной в Вязниковском районе Владимирской области, говорят, что у них две беды и это не дураки и дороги. Во-первых, деревня все еще не газифицирована. Во-вторых, Сергиево-Горской школе грозит закрытие.

Несмотря на обильные снегопады, путь к этой школе, как и большинство дорог в деревне, хорошо расчищен. Уроки кончились, но в опрятном деревянном здании жизнь не замирает. Техничка моет полы в классе. Тут же находится директор Елена Иванова. О школьных традициях она говорит с гордостью.

– Я сама эту школу окончила в 1977 году. Всего тут учились человек триста. У нас в классе было тридцать четыре. Раньше вот тут находился маленький узенький проход и кругом парты. В коридоре — не протолкнуться. Выйдешь из класса — бочком-бочком протискиваешься, — вспоминает директор. — У нас были прекрасные учителя, до сих пор приглашаем их на встречи. Сергиево-Горская школа с большими традициями. В олимпиадах участвовали, в соревнованиях. Многие парни и девчонки потом в институт поступали, что бывает не в каждой деревенской школе.

Классы опрятные. Над школьными досками — плакаты с математическими формулами и правилами русского языка. Вместе с тем на сегодняшний день часть помещений в здании пустует. В школе учатся только 30 ребят, из них в основной школе — 18 человек.

– 15 детей у нас привозных — из деревень Рытово, Белая Рамень, Злобаево, Бахтолово. Остальные из Сергиевых-Горок. В каждом классе — два–три человека, а то и вовсе один ученик, — рассказывает Елена Иванова. — Педагогов пятеро. Практически все доморощенные, выпускники школы. Они совмещают по несколько предметов.

Столовая в здании светлая и просторная. Над умывальниками выстроились в ряд три десятка тарелок. С белой стены глядит нарисованная «Матрена» с караваем. Тут же внушительная печка от пола до потолка.

После небольшой экскурсии по зданию мы с директором беседуем возле столовой. Мимо то и дело ходит местный истопник. На его плечах — вязанки дров. Мужчина раскладывает поленья рядом с дверью каждого кабинета.

– Часа в четыре утра на работу прибываю. В пять часов начинаю трудиться, чтобы натопить, как следует до прихода ребят, — говорит Владимир. Он бывший совхозный работник.

По словам директора, инфраструктурные проблемы у школы начались, когда стало разваливаться местное сельхозпредприятие и закрыли центральную совхозную котельную.

– Но сегодня мы имеем то, что имеем, — говорит руководитель учебного учреждения. — Не первый год идет разговор о том, что наша школа бесперспективная. Мы все равно стараемся. Понятно, школа далекая, есть проблемы. Уже не первый год идет речь о том, чтобы перевести наших ребят из основной школы в Паустово. Это тоже непросто. Смотрите, посадим мы ребенка в Рытове. Десять километров они едут до Сергиевых-Горок. Потом мы поехали в Белую Рамень за ребенком и в другие деревни. Наконец, от нас до Паустово плюс еще 16 километров. Я считала, всего выходит более 50 километров в один конец. Так что с одной стороны понимаешь умом проблемы нашей школы. Но при этом жалко ребятишек, если их вот так придется возить. Тем более, к нам ходят дети старообрядцев. Они постятся. Соответственно, бывают слабенькими…

По цене студента МГУ

В этот же день проходит встреча районных властей с населением. В зале сельского клуба собираются около 40 человек. Все сидячие места заняты. Для того, чтобы уместить всех желающих, поставили дополнительные скамейки. На стенах — разноцветные шарики. То ли остались с какого-то мероприятия, то ли их специально повесили. В общем, почти праздничная атмосфера.

Вопрос о школе поднимается практически сразу после основных докладов. Руководитель управления образования администрации района Галина Рогова поясняет: решение о закрытии учреждения пока не принято, но ситуация, что скрывать, сложная.

– Мы не первый год об этом говорим. Мою точку зрения вы, уважаемые жители, прекрасно знаете, — начинает Рогова. — 18 человек в основной школе, находящиеся в старом здании без нормального отопления, с пятью педагогами, которые совмещают по несколько предметов и объединяют классы. Все это, по меньшей мере, приводит к немного ненормальной ситуации для XXI века. На сегодняшний день ученики вашей школы почти не участвуют в олимпиадах, в спортивных соревнованиях. Вы, честно говоря, одни такие остались во всем районе.

Всего в Вязниковском районе 26 школ и 39 детских садов. По словам Галины Роговой, Сергиево-Горская школа — самая маленькая по количеству детей, если не брать три начальных школы.

Еще одно небольшое учебное учреждение — в деревне Буторлино. Там «с родителями проведена большая работа» — и в этом году Буторлинская общеобразовательная школа будет объединена со Степанцевской. Самостоятельность могут потерять и еще несколько школ, в которых значительно больше детей, чем в Сергиево-Горской.

– Причины, по сути, две, — объясняет Рогова. — Во-первых, необходимость давать ребятам качественное, современное образование учителями-профессионалами. Во-вторых, невозможность осуществить нормальное финансирование таких небольших школ. У нас с вами нормативно-подушевое финансирование. Областной норматив — около 40 тысяч на каждого ученика в год. Это и зарплаты, и учебные расходы, и организация питания. Содержание зданий и сооружений лежит на муниципалитете. На все денег хватить не может.

Еще несколько лет назад казалось, что дети из Сергиево-Горской школы могут учиться в Октябрьской. Но сегодня это проблему не решит — пришло время и учеников Октябрьской школы № 2 везти в Паустово. Поэтому, поясняет Рогова, предложение управления образования такое: туда же, в Паустовскую школу, подвозить учеников из Сергиевых-Горок и окрестных деревень.

Районные управленцы считают, что ученики в Сергиевых-Горках образование получают некачественное: они не могут принимать участие во многих мероприятиях, не могут нормально подготовиться к экзаменам.

– На одного ученика местной школы выделяется около 150 тысяч рублей — как на студента МГУ. А условия непростые: в здании печки валятся, педагогов не хватает. По моему глубокому убеждению, в какой-то степени мы лишаем ребят радости учения, оставляя их в таких условиях, — заявил на встрече глава Вязниковского района Владимир Лопухов. — Перспектива-то у школы какая?

Вопрос, озвученный в микрофон, разносится эхом по залу. Люди молчат.

Ребятам, которые «варятся только в своем соку», будет непросто общаться, когда они поступят в колледж или университет. По этому поводу начальник районного управления образования добавляет:

– В 9 классе дети поедут на экзамены, будут куда-то поступать. Вы же не закроете их от «большой жизни». Поймите, нет выхода другого, нет перспективы. Даже если мы еще на год оставим здесь основную школу, еще год протянем, протерпим, проблема не исчезнет. И все равно нужно будет принимать решение. Чем быстрее это произойдет, тем лучше будет детям.

«Она дело говорит, но мы отстаиваем родное»

Два ряда в зале, где проходит встреча, заняли жители Рытово — старообрядцы. Тем, что говорят представители администрации, они недовольны. Кто-то в сердцах машет рукой.

У священника Владимира Шибанова в Сергиево-Горскую школу ходят четверо детей. Взяв слово, мужчина отказывается от микрофона. Говорит медленно. Женщины в платках, сидящие рядом, даже перестают шептаться.

– Да, наших детей возят из Рытово в Сергиевы-Горки. Но от Паустово мы живем очень далеко. Ребята будут проводить в дороге массу времени, — рассуждает Владимир. — Это трудно. А когда им уроки учить? Я уж не говорю про то, как мы, родители, переживать будем.

В ответ собравшимся рассказывают, что детей не будут возить в Паустово к восьми часам утра. Можно начинать занятия и в десять. Ребят, «находящихся на подвозе», обеспечат горячим питанием. Рогова приводит пример: уже семь лет дети из деревни Перово ездят учиться в Вязники — и якобы довольны. Между населенными пунктами более 30 километров.

После официальной встречи родители из Рытово, собравшись в кружок, еще какое-то время обсуждают ситуацию.

– Наши дети не хотят учиться в Паустово, они особенные, — с жаром бросает одна из женщин.

Складывается ощущение, что она готова устроить настоящий школьный бунт.

– На самом деле ситуация-то понятна, — вздыхая, говорит Владимир Шибанов. — И у начальника управления образования доводы правильные, объективные. Она дело говорит, но мы-то отстаиваем родное… Можно же и нас понять. Если школу не отстоим, что вообще нам тогда остается?

Попрощавшись, Владимир Шибанов с другими рытовцами выходит из клуба в темноту.

Отбирают у деревень будущее

В Петушинском районе малокомплектную Головинскую общую школу закрыли в 2011 году. В 2013 году — Панфиловскую школу. В обоих случаях родители до последнего отстаивали учебные учреждения. Говорили, что ликвидация школ приводит к потере культурных центров и в перспективе отбирает у деревень будущее. Родителей также волновало, насколько качественно будут организованы автобусные перевозки.

В итоге сегодня ребята из Головино и Панфилово — всего 22 человека — посещают крупную Вольгинскую среднюю общеобразовательную школу. По словам заместителя директора школы Светланы Чвановой, напряженность в отношениях с родителями постепенно спала.

– Согласна, за оптимизацией порой теряется человек, но это, думаю, не наш случай, — рассуждает заместитель директора Вольгинской средней общеобразовательной школы Светлана Чванова. — Да, изначально жители Панфилово, Головино и окрестных деревень очень негативно воспринимали ситуацию и нашу школу. Понятно, что люди привыкли находиться в уютном гнездышке. В маленьком, с проблемами, но родном. Была сильная агрессия. Постепенно мы проводили собрания с родителями. Рассказывали про возможности: у нас есть интерактивная доска, а в тех школах их нет. У нас есть компьютерный класс — там нет. В конце концов, у наших ребятишек есть возможность заниматься в бассейне неподалеку. Родители, оценивая условия и возможности школы, постепенно поменяли точку зрения. К тому же, мы назначили новым детям дополнительного классного руководителя — и она их оберегала, во всем помогала. Вплоть до того, что кормила после уроков и сажала в автобус. Была для мальчишек и девчонок настоящей «школьной мамой». Теперь ребята ко всему привыкли — и очень довольны.

«Без кипучей жизни села умирают»

– У нас одной рукой дают, а другой забирают. Государство принимает различные концепции и программы по развитию сельской местности. Губернатор Светлана Орлова чуть ли не лично контролирует ремонт сельских клубов. Много делается в этом направлении, но, с другой стороны, села и деревни оставляют без сельских школ. И без постоянной кипучей жизни молодежи маленькие населенные пункты потихоньку умирают, — заявила «Русской планете» жительница деревни Вешки Гусь-Хрустального района Ирина, попросившая не называть ее фамилию.

В Вешках школу закрыли в 2013 году — вместе с целым рядом малокомплектных учебных заведений. Однако это только конец истории. Впервые школу хотели закрыть в 2010 году. Тогда и за детей, и за педагогов предпенсионного возраста, которые оставались без работы, заступались всем миром.

Здание Вешкинской школы, в котором учились полтора десятка человек, тоже очень старое, с печным отоплением. На тот момент не было даже нормально спортзала. Местные чиновники предлагали возить детей за 10 километров, в Семеновку. Там местные ребята учились в нормальном кирпичном здании.

Родители вешкинцев приводили массу доводов: вплоть до того, что вешкинские и семеновские между собой не дружат — будут драться «стенка на стенку». Тогда, в 2010 году благодаря общественности удалось найти спонсоров. Школу подремонтировали — и несколько лет чиновники ее «не трогали». А в 2013 и общественное мнение не помогло.

– Сегодня наши детишки учатся в Семеновке. Каждый день ездят на автобусах. Допускаю, что они получают качественное образование. Да, доставка организована нормально, безопасно. Кого попало в автобус на дороге не берут. Только проблемы все равно есть: в ожидании автобуса ребята и родители мерзнут, дети долго находятся в школе, — рассказывает староста Вешек Татьяна Карабулова. В свое время она предала огласке желание чиновников закрыть школу и создала оргкомитет по спасению учебного учреждения.

Карабулова добавляет: по ее данным, администрация оформила в собственность бывшее здание школы, но никак не может его продать. Сам дом выдержал погром и несколько налетов бродяг.

– По сути, здание бесхозное, оно угрожает нашей безопасности. Там любое ЧП может случиться. Но я считаю, что такое сооружение — не самый грустный итог закрытия школы, — признается Татьяна Карабулова. — Грустно стало во всех Вешках. Не звенят дети-колокольчики, не проводятся праздники, которыми раньше славилась школа — в них ведь даже взрослые участвовали. Сегодня этот уголок села мертв. Сад, за которым ухаживали дети, порос полынью. Очень много село потеряло: когда-то у нас отобрали ФАП и отделение почты. Потом школу… Как староста, я сейчас не могу добиться какого-то решения в ситуации с клубом. Разрушенное здание в центре Вешек превратилось в помойку, там все разворотили. Хорошо, что есть хотя бы храм, в котором, как и положено, проходят службы. Только церковь нас и спасает…

«История не в Москве, а вот здесь, во Владимире» Далее в рубрике «История не в Москве, а вот здесь, во Владимире»Зачем владимирские краеведы устраивают публичные экскурсии, а горожане — ходят на них Читайте в рубрике «Титульная страница» Telegram разделит судьбу LinkedIn«Сторонники Павла Дурова рано празднуют его победу», - полагает эксперт Telegram разделит судьбу LinkedIn

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»