Новости – Общество
Общество
«Про русскую копоушку все понятно из названия»
Мастер-класс по владимирской росписи в «Музее ложки». Фото из личного архива Татьяны Пикуновой
Владелица уникальной коллекции объяснила, как рассказать сказку при помощи ложек
4 марта, 2016 11:45
8 мин
В середине марта владимирский «Музей ложки», недавно вошедший в российский реестр музеев, порадует своих гостей новой экспозицией. Как рассказала РП директор музея и владелица коллекции Татьяна Пикунова, новый стенд будет посвящен американскому художнику и дизайнеру Николасу Гишу. Любители и коллекционеры смогут увидеть его самую знаменитую серию оловянных ложек — «Дюймовочка», где каждая из шести чайных ложечек набора является своеобразным эпизодом из сказки. Новая экспозиция составит более ста предметов.
Всего же в музее представлено порядка 700 экспонатов, что составляет лишь десятую часть коллекции Татьяны Пикуновой. В ноябре 2015 года жительница Владимира попала в книгу рекордов России. Татьяна Пикунова была признана обладательницей самой большой в стране коллекции ложек. За 20 лет она собрала более 7500 ложек разных эпох и стран, начиная от древнеегипетских образцов и уэльской ложки любви, приборов для Белого дома, черненого русского серебра и ложек Фаберже и заканчивая современными коллекционными ложками серий «Сады мира», «Птицы мира» и «Цветы России». По словам самой собирательницы, венчает эту коллекцию 125 пословиц и поговорок про этот важный бытовой предмет.
Как рассказала Татьяна Пикунова, началась ее внушительная коллекция с небольшого маминого подарка. На 16-летие Татьяне подарили набор ложек из черненого серебра. Красота столовых приборов так впечатлила девушку, что с тех пор она целенаправленно обходила антикварные и комиссионные магазины в поисках интересных предметов.
– Я собирала не только ложки, но и интересные факты о них. Я общалась со многими художниками, которые занимаются созданием ложек, посетила многие заводы. Так что у меня накопился большой багаж не только ложек, но и знаний, которым захотелось поделиться, — рассказала РП Татьяна Пикунова. — Как показала практика, сначала у людей возникает недоумение: почему именно ложка стала музейным объектом. Но когда проходят по экспозиции, когда ближе познакомятся с историей ложки, говорят: «Надо же, какая она — ложка».
О небольшой части коллекции, которая непосредственно связаны с историей России и Владимирской области, в материале РП.
На примере древнерусской деревянной ложки в музее расскажут из чего, чем и как ложку на Руси делали, начиная от чурбачка-заготовки и заканчивая функциональным изделием. По словам Татьяны Пикуновой, на Руси ложке придавали особое значение — у каждого была своя, со своей ложкой и в гости ходили.
– Баня и ложка — простые, но эффективные средства личной гигиены на Руси. Сейчас мы видим, как возрождается традиция иметь свою ложку — большую популярность набирают именные ложки, — рассказала Татьяна.
Каждая семья, по словам коллекционера, имела два набора ложек: повседневный — деревянные ложки обрабатывались лишь льняным маслом, чтобы дерево не впитывало влагу, и расписной, парадный набор.
– Расписывали так называемую красную ложку, которую доставали только по праздникам. Отсюда и выражение: «Жить на красную ложку». То есть жить так, как будто каждый день — праздник.
Большую известность приобрели ложки с хохломской росписью. Но владимирская земля, рассказала Татьяна, тоже внесла вклад в ложкарное дело. В 70-е годы XX века во Владимире появилась своя роспись:
– Художники, мастера фабрики долго искали свой стиль — не хотелось повторять хохлому и существующие варианты росписи. Изучали традиционную для Владимирской земли мстерскую вышивку, городецкую игрушку. На основании этого материала создали новый стиль росписи — владимирскую роспись, которую запатентовали. Она имеет яркие характерные особенности. Узнать владимирскую ложку среди остальных труда не составит — во владимирской росписи большое внимание уделяют красоте дерева. Художник всегда оставляет часть предмета без росписи, чтобы показать само дерево, — рассказала Татьяна.
Освоить владимирскую роспись в музее может каждый желающий. На мастер-классе здесь научат фирменному владимирскому приему. До сих пор, по словам Татьяны, владимирские мастера при росписи ложек используют палец. Крупную ягодку мастер всегда делает тычком безымянного пальца.
Серебряные ложки во Владимире стали выпускать чуть раньше деревянных. В 1895–1896 годах на заводе, который основал купец Кольчугин, стал действовать посудный цех. Как рассказала Татьяна Пикунова, здесь производили ширпотреб тех времен: самовары, чайники и ложки. Большую известность кольчугинские ложки, по словам коллекционера, получили уже в советские времена. Мельхиоровые ложки с красивым узором появились практически во всех семьях — их было принято дарить на свадьбы, юбилеи и при выходе на пенсию.
Фото из личного архива Татьяны Пикуновой
До сих пор, по словам коллекционера, кольчугинские мельхиоровые ложки занимают передовые позиции в России. В начале 2000-х к славе владимирских ложкарей также присоединилась фабрика столового серебра «АргентА». Коллекция Татьяны пополняется в том числе и новинками, сделанными современными владимирскими мастерами.
– Изучая историю русской ложки, я всегда хочу найти связь с Владимирской землей, — рассказала Татьяна. — Что интересно, первое письменное упоминание на Руси о ложке опосредованно связано с Владимиром. Как пишут летописи, Владимир Красно Солнышко, основатель нашего города, после крещения велел для всей дружины «сковать ложки драгоценные»: «Серебром и златом не соберу дружины, а с дружиной добуду злато и серебро». Так что благодаря серебряным ложкам слава о хлебосольном столе Владимира широко разлеталась по Руси.
Среди русских ложек есть одна, которая никогда для еды не использовалась — ложка-копоушка. Как рассказала Татьяна, маленькую ложечку с небольшим черпачком внизу использовала в гигиенических целях — чистили уши, отсюда и название — «копоушка». Эту ложечку в качестве украшения могли носить на поясе или вплетали в косу.
Кроме ложек музей собирает и пословицы с поговорками. В своеобразной интеллектуальной копилке музея их уже 125. Знаменитое английское выражение «Родился с серебряной ложкой во рту» хорошо известно и в России, оно означает, что этого человека никогда не касались бедность и печали. У нас даже традиции есть одинаковые: в России принято серебряную ложечку дарить на первый зуб, в Англии — на рождение или при крещении ребенка. И если на Руси ценился гигиенический эффект серебра, считалось, что серебряная ложка очистит любую пищу, которую ест ребенок, то в Великобритании, по словам Татьяны, дарение ложки связано с культом королевской власти.
– Дело в том, что в Великобритании ложка относится к регалиям королевской власти, так называемая коронационная ложка, — поясняет коллекционер. — И это единственный предмет королевской власти, который дошел до наших дней в неизменном состоянии с XIII, а некоторые историки считают, что с XI века. Во время церемонии коронации епископ Кентерберийский опускает коронационную ложечку в сосуд, опускает в ложку два пальца и совершает таинство миропомазания. Из-за особой функции ложки в Англии и сложился культ этого столового прибора. В год коронации монарха лучшие ювелиры страны получают заказ на изготовление копии коронационной ложки. Ложка выходит в ограниченной серии и хранится в домах англичан как память об этом историческом событии. С такой ложки делают копии в виде ложки-брошки, в виде подвески. Это излюбленный оберег в Великобритании.
Во Владимире в «Музее ложки» хранится несколько коронационных ложек, начиная с 1901 года, когда на престол вступил Эдуард VII и заканчивая Елизаветой II.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости